PR-стратегия
Понятие PR-стратегии (или, как иначе, «стратегии коммуникативных связей») охватывает достаточно широкую область маркетинговой деятельности. Оно тесно связано с концепцией, составлением программам и планированием в сфере PR, но представляет собой отдельное, «обособленное» понятие, имеющее свою специфику и уникальное содержание.
Общее определение
По сути, PR-стратегия является моделью системы действий по обеспечению коммуникации между компанией, персоной или брендом и различными аудиториями с целью достижения определенных результатов. Иными словами, коммуникативная (PR) стратегия – это совокупность последовательных, выполняемых согласно утвержденному плану, действий, которые направлены на построение эффективных связей с общественностью. Ключевые качества, отличающие стратегию от концепции, планирования и т.п. – это четкость, конкретность и структурированность.Целевыми аудиториями для налаживания коммуникативных связей, в данной ситуации, могут являться:
- СМИ – любые средства массовой информации, включая Интернет, телевидение, печатные издания и т.д.;
- потребители – реальные и потенциальные клиенты, заказчики;
- партнеры – смежные компании, организации, поставщики и пр.;
- различные органы власти и самоуправления.
Эффективная PR-стратегия дает возможность реализовать значительную часть маркетинговых целей, так как успешная деятельность любой компании (персоны, торговой марки) зависит от налаженной системы коммуникаций. Именно поэтому нельзя недооценивать важность стратегии в ведении любой коммерческой и публичной деятельности.
Ключевые элементы
Представляя собой план действий, а также описание путей и механизмов его реализации по направлению к решению конкретных задач и достижению определенных результатов, разработанная PR-стратегия обязательно должна включать в себя основные и, по необходимости, дополнительные (вспомогательные) элементы:
- Описание текущей ситуации – для получения данных сведений проводятся предварительные исследования. Здесь может быть указана следующая информация:
- анализ текущей репутации фирмы (по результатам репутационного аудита);
- анализ уровня продаж (маркетинговое исследование);
- конкурирующее PR-окружение (оценка коммуникативной стратегии компаний, выполняющих деятельность в соответствующем сегменте рынка) и т.д.
- Задачи и цели PR-коммуникаций на указанный временной период:
- стратегические;
- тактические.
- Сведения о целевой аудитории. На основании внутренних и внешних исследований формируются понятия о целевых группах и подгруппах:
- перечень;
- описание (характеристики, интересы, наиболее востребованные СМИ и пр.).
- Ключевые направления PR-стратегии.
- Описание планируемого результата, куда могут входить:
- желаемый репутационный образ, публичное позиционирование;
- привлечение дополнительных потребительских аудиторий;
- вывод на рынок нового продукта (товара, услуги);
- повышение продаж и т.д.
- Набор PR-инструментов, позволяющий работать с целевыми аудиториями, и их детальное описание.
- PR-планы с графиком работ и указанием приоритетных мероприятий. Они содержат четкий алгоритм действий в установленных временных рамках и разрабатываются в соответствии с конкретными механизмами реализации стратегии. Более целесообразно выделять ежегодный, ежеквартальный и ежемесячный PR-планы, что обеспечит наибольшую структурированность, последовательность выполнения действий и, следовательно, будет способствовать достижению целей.
- Разработка критериев и типов оценки результата выполняемой PR-деятельности (в целом и на отдельных этапах).
- Бюджет и/либо принципы его формирования.
- Инструменты для поэтапного мониторинга эффективности выполняемых действий.
В условиях активного развития Интернет, высокое значение приобретает создание PR-стратегии в глобальном пространстве.
Привлечение различных сетевых СМИ, возможности социальных сетей, блогов, хостингов и иных ресурсов позволяет обеспечить полноценную деятельность по формированию связей с общественностью. За счет этого, в современном маркетинговом мире понятие PR-стратегии в Интернет является не уникальным, а весьма эффективным инструментом налаживания коммуникации с целевыми аудиториями.