Президент Путин вводит Интернет-демократию
Сто тысяч авторизованных подписей в Интернет – это много или мало? – Достаточно, - именно так решено президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, сообщившим на недавнем заседании в Санкт-Петербурге весьма интересную новость для активных пользователей сети.
Глобальное пространство Интернет с каждым годом приобретает всё большее значение, увеличивая количество постоянной аудитории. Возможно, это и послужило поводом к инициализации нового витка демократии в нашей стране, запланированного Главой государства на ближайшее время.
Как заявил Владимир Владимирович Путин 21 июня 2012 года в своем выступлении на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, стране «необходима современная модель управления, основанная на применении самых современных информационных технологий». Согласно словам Президента, в недалеком будущем все инициативы, которые получат 100 тысяч авторизованных подписей в сети Интернет, будут переданы на рассмотрение парламентом РФ.
Напомним, данное предложение, несмотря на свою радикальность и политическую новизну не является «сенсационным». Впервые оно было изложено в четвертой программной статье В.Путина «Демократия и качества государства», когда, в тот период еще кандидат в президенты, предложил инновационный вид законодательной инициативы, состоящий в поддержке законопроектов путем сбора подписей через Интернет.
21 июня в ходе Петербургского экономического форума письменный тезис перешел в категорию устного публичного заявление. Когда именно и появятся ли у него полноправные законные основания, пока остается неизвестным. Концепция законопроекта, по распоряжению Путина, должна быть подготовлена к осени этого года.
«Мы создаем реально действующий механизм российской общественной инициативы», - заявлял в своем выступлении президент. По его мнению, параллельно с общественной экспертизой разрабатываемых нормативных актов (законопроектов), гражданское общество, в лице каждого представителя, должно иметь возможность выдвигать собственные инициативы и голосовать за них. Государство обязано защитить интересы большинства, при этом, обеспечивая и права меньшинств – отметил Владимир Путин.
Каким образом будет работать Интернет-демократия, какие особенности иметь и с какого периода вступит в силу, осталось также неясным. В частности, президент не уточнил и права Интернет-активистов: получат ли их предложения законодательный или иной статус в Государственной думе.
Согласно действующей Конституции РФ (части 1 статьи 104) правом вносить законопроекты на рассмотрение Госдумы обладают: глава государства, члены обеих палат парламента, правительство, региональные парламенты, также Арбитражный, Верховный и Конституционный суды РФ, исключительно в масштабах их ведения.
Будет ли внесено соответствующее изменение в конституционный регламент, остается вопросом времени. В настоящий момент сбор подписей в Интернете, как правило, осуществляется различными, в том числе частными, активистами. Проводимые сегодня сборы подписей не имеют юридической силы и своей главной целью ставят привлечение широкого внимания общественности, что, в свою очередь, способствует решению той или иной обозначенной проблемы.
По словам президента, обновленная демократическая модель управления государством должна включать «так называемый краудсорсинг - предварительный опрос с последующей реакцией на результаты внедряемых решений».
Возможность данного краудсорсинга (от английского crowdsourcing, crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») и предоставляет Интернет. В масштабах Глобальной сети 100 тысяч голосов (авторизованных подписей) – вполне весомое мнение.Таким образом, Владимир Путин продолжает линию своего предшественника, Дмитрия Медведева, по внедрению высоких технологий в социальную и законодательную жизнь общества. При этом, стоит отметить, что у самого, ныне действующего, президента нет собственного аккаунта в социальных сетях. До настоящего времени он не проявлял существенного интереса к жизни и деятельности пользователей Интернет. Возможно, данное решение лишь предшественник будущих перемен.